Фал (голл. val) – снасть, служащая для подъема некоторых рангоутных дерев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и т.д. В зависимости. от назначения получает дополнительное наименование, например марса-фал.
Фальшборт (от нем. Falschbord) – легкий стальной пояс, выполненный как продолжение бортовой обшивки судна и расположенный выше верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт и для уменьшения наката волн на верхнюю палубу. Сверху фальшборта укрепляют планширь, а в фальшборте делают вырезы для швартовых клюзов.
Фарватер (голл. vaarwater, от varen – двигаться, плавать и water – вода) – безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фиорду и др.), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства. Фарватеры обозначают средствами навигационного оборудования – буями, створными знаками и т.д.
Фатом, фэсом (англ. fathom), морская сажень – британская единица длины. 1 фатом = 6 футам = 1.828 метра.
Флаг-капитан – в российском военно-морском флоте старший офицер в штабе флагмана, выполнявший обязанности начальника штаба, когда такая должность не предусматривалась штатами. В штабах командующих флотами (по положению 1914 года) предусматривались флаг-капитаны по оперативной и распорядительной части.
Флагман (голл. vlagman) – 1) командующий флотом или командир соединения кораблей. 2) Сокращенное название флагманского корабля.
Флагманский корабль – корабль, на котором находится флагман. На флагманском корабле поднимается флаг, присвоенный данному флагману.
Флагшток (от голл. vlaggestok) – вертикальный шест для подъема флага.
Флор (англ. floor, букв. – пол) – поперечная днищевая балка между бортами судна. К концам флоров (скуловым концам) обычно крепятся шпангоуты. Флоры стального судна выполняют в виде листов большой высоты с вырезами (проницаемые флоры) или без них (непроницаемые флоры).
Флот (франц. flotte, голл. vloot) – совокупность судов определенного назначения (транспортный флот, промысловый флот, военно-морской флот), типа (парусный флот, галерный флот, дизельный флот) или района дислокации (Балтийский флот).
Флотилия (франц. flottille, итал. flottiglia) – 1) отряд военных кораблей, предназначенный для действий в определенном речном, озерном, морском районе (Амурская флотилия, Ладожская флотилия). 2) Оперативное объединение или тактическое соединение флота, состоящее из совместно действующих кораблей.
Фок (голл. fok) – нижний прямой парус на передней мачте (фок-мачте) судна или нижний косой парус одномачтового судна.
Фок-мачта (от голл. fokkemast) – см. Мачта судовая.
Фордевинд (голл. voordewind) – 1) курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра (по ветру, с попутным ветром). 2) Поворот парусного судна, при котором судно пересекает направление ветра кормой.
Форпик (англ. forepeak, голл. voorpiek) – крайний носовой отсек судна, отделенный от кормовых помещений форпиковой (таранной) переборкой. Обычно в форпике размещают цистерну для водяного балласта.
Форштевень (голл. voorsteven) – брус по контуру носового заострения судна, на котором замыкается наружная обшивка корпуса. В нижней части форштевень соединяется с килем.
Фрегат (голл. fregat, франц. fregate, от итал. fregata) – военный корабль противолодочной и противовоздушной обороны, занимает промежуточное положение между эскадренным миноносцем и легким крейсером. В парусном флоте фригатом назывался 3-мачтовый военный корабль, второй по размерам после линейного.
Фут (англ. foot, букв. – ступня) – британская единица длины. 1 фут = 12 дюймам = 1/3 ярда = 304.8 мм.
Фьорды, фиорды (норв. един. число fjord) – узкие глубокие морские заливы с высокими крутыми и скалистыми берегами. Возникают в результате обработки ледником и последующего затопления морем речных долин и тектонических впадин. Длина фьордов достигает 200 км и более, глубина – свыше 1000 м. Развиты в Норвегии, Гренландии, Чили и некоторых других странах.