Такелаж (голл. takelage) – совокупность судовых снастей, предназначенных для поддержания рангоута, подъема сигналов, спуска шлюпок, грузоподъемных работ. Делится на стоячий и бегучий такелаж. Стоячий такелаж поддерживает рангоутные дерева, бегучий такелаж служит для подъема и поворачивания рангоутных дерев с привязанными к ним парусами. Все снасти стоячего и бегучего такелажа принимают название рангоутных дерев или парусов, с которыми они связаны.
Талреп (от голл. taliereep) – приспособление для натягивания снастей стоячего такелажа, лееров, крепления (по-походному) различных предметов на палубе и т.п. Талрепы бывают металлические (винтовые) и тросовые. На талрепе ставят клеймо с указанием рабочей нагрузки.
Тамбур (франц. tambour, букв. – барабан; слово арабское по происхождению) – небольшая надстройка у дверей тех или иных помещений судна, у сходных люков машинных отделений, кубриков и т. п., предохраняет от попадания влаги.
Танк судовой – судовая цистерна, служащая для размещения жидких грузов, топлива или балласта.
Таран – выдающаяся вперед подводная часть форштевня или заостренный выступ на носу. Тараны служили для нанесения вражеским судам ударов и пробоин. С начала XX столетия таранов не делают.
Твиндек (англ. tween-deck, от between – между и deck – палуба) – междупалубное пространство на судне, где располагаются грузовые помещения, пассажирские каюты и т.д.
Тендер (англ. tender) – одномачтовая яхта с 2-3 треугольными передними парусами. Тендером назывался также малый одномачтовый военный корабль парусного флота.
Теоретический чертеж судна – изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основные взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проецируются на этих плоскостях. В результате рассечения поверхности судна плоскостями, параллельными трем основным плоскостям проекции, получаются три рода обводов судна: ватерлинии, шпангоуты и батоксы.
Тоннаж судна (франц. tonnage) – то же, что регистровая вместимость судна. Тоннаж выражают в регистровых тоннах.
Топ – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например, мачты, стеньги и т. п.
Торпеда (от лат. torpedo – электрический скат (рыба)) – самодвижущийся самоуправляющийся подводный снаряд, предназначенный для поражения плавучих и береговых (причалы, пристани и т.п.) объектов противника. Торпеды подразделяются: по источнику питания – на автономные и питаемые по кабелю; по типу носителя – на корабельные и авиационные; по типу двигателя – на парогазовые, электрические и реактивные; по характеру маневрирования – на прямоидущие, маневрирующие, телеуправляемые по проводам и самонаводящиеся.
Торпедный аппарат – устройство для стрельбы торпедами. Различают торпедные аппараты наводящиеся (следящие за целью) и ненаводящиеся. Торпедные аппараты устанавливаются на надводных кораблях, подводных лодках, торпедных катерах и на берегу.
Торпедный катер – небольшое быстроходный военный корабль для нанесения торпедных ударов по плавучим объектам противника. Торпедные катера вооружают 2-6 торпедами, зенитными пулеметами, малокалиберной артиллерией, глубинными бомбами и аппаратурой для постановки дымовых завес.
Траверз (англ. и франц. traverse, от лат. transversus – поперечный) – направление, перпендикулярное продольной оси судна. По названию борта различают правый и левый траверзы.
Трал (от англ. trawl) – устройство на кораблях-тральщиках, применяемое для обнаружения и уничтожения мин. По тактическому назначению подразделяются на тралы-искатели, тралы-разрядители и тралы-уничтожители. По способу воздействия на мины тралы бывают контактные и неконтактные.
Тральщик – военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин. Тральщики снабжают тралами для вылавливания якорных мин и приспособлениями для уничтожения магнитных, акустических и др. мин. Различают тральщики эскадренные, базовые, рейдовые, катерные, речные.
Транец ( от англ. transom) – плоский срез кормы у кораблей, судов, яхт и швертботов. Вертикальная доска у шлюпок, образующая кормовой срез.
Трап (голл. и англ. trap) – судовая лестница. Различают внутренние и забортные, наклонные и вертикальные трапы. Забортные трапы (парадный трап, шторм-трап) служат для сообщения с береговыми причальными или с плавучими средствами.
Трюм (от голл. 'truim) – помещение в корпусе судна под нижней палубой. Снизу трюм ограничивается днищем или вторым дном. В трюмах размещают грузы (грузовые трюмы), судовые механизмы (машинный трюм), запасы и т.д.
Туз, тузик (от англ. two – два) – шлюпка легкой конструкции, рассчитанная на одного гребца (с двумя парными веслами), наименьшая из судовых шлюпок. Обычно тузами снабжают рейдовые катера.