Морские Волки Форум, посвящённый морской тематике, но на нём можно так же найти информацию по играм |
| | "С" | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Seawolf Генералиссимус
Количество сообщений : 256 Географическое положение : Владивосток Награды : Предупреждения : Репутация : Дата регистрации : 2008-03-29
| Тема: "С" Ср 9 Июл - 11:54:18 | |
| Салинг (от голл. zaling) – узел крепления частей вертикального рангоута парусного судна. Салинг представляет собой раму из продольных и поперечных брусьев, к нему крепится стоячий такелаж.
Свитень – конец троса, заплетенный косой.
Секстант, секстан (от лат. sextans (sextantis) – шестой: лимб сектанта составляет ок. 1/6 части окружности) – угломерный инструмент, применяемый для определения угловых высот небесных светил. Высоты определяются либо по отношению к видимому горизонту (на море), либо относительно искусственного горизонта, которым снабжаются некоторые конструкции секстантов.
Скула судна – плавный или острый переход обводов подводной части корпуса от борта к днищу, а также (включая надводную часть) от бортов к носовой или кормовой оконечностям судна.
Слеминг (англ. slamming) – гидродинамический удар о носовую часть днища судна при продольной качке. Способность судна не ударяться о воду при выходе из воды при качке характеризует одно из его мореходных качеств – умеренность слеминга.
Слип (англ. slip, букв. – скольжение) – 1) наклонная береговая площадка для спуска судов на воду или подъема их из воды (на рельсовых тележках с помощью лебедок). Слипы бывают продольными (судно поднимают и спускают носом или кормой вперед) и поперечные (судно поднимают и спускают бортом к воде). Рядом со слипами располагают стапельные площадки, на которых суда строятся или ремонтируются. 2) Наклонный скат палубы судна. Начинается от ватерлинии в кормовой оконечности судна.
Сорлинь – линь или цепь, крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим – к судну. Назначение – удержать руль, если он соскочит с петель.
Спардек – верхняя легкая палуба, простирающаяся от форштевня до ахтерштевня и располагающаяся выше главной палубы. Спардеком часто также называют средние надстройки на судах.
Спуск судна на воду – перемещение построенного до определенной степени готовности судна с построечного места в воду. Различают спуск судна: 1) гравитационный (продольный или поперечный) – под действием собственной тяжести по наклонной плоскости спускового устройства; 2) всплытием в строительном доке; 3) при помощи механизированных устройств – слипов, передаточных доков, судоподъемников, кранов и т.п.
Стаксель (голл. stagzeil, от stag – штаг, канат и zeil – парус) – треугольный парус между мачтами или впереди фок-мачты (ниже кливера).
Стандерс – пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляют шлюпбалку или трапбалку, не проходящие сквозь палубу судна.
Стапель (голл. stapel) – место стоянки строящего судна. Стапель обычно представляет собой площадку, наклоненную к воде и расположенную выше ее уровня (место постройки судов ниже уровня воды называют строительным доком). В зависимости от расположения судов (вдоль или поперек наклона) различают стапели продольные и поперечные.
Статика судна – один из разделов корабля теории, рассматривающий законы теоретической механики для плавающего в состоянии равновесия судна. Статика судна изучает плавучесть, остойчивость, непотопляемость.
Створные знаки – парные береговые навигационные знаки в виде деревянных или металлических башенных сооружений или столбов, устанавливаемые один за другим на линии фарватера для обозначения направления, места поворота и т.д.
Степс – деревянное или металлическое гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.
Сторожевой корабль – военный корабль для охранения крупных кораблей и транспортных судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолетов противника.
Стрингер (англ. stringer, от string – привязывать, скреплять) – продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называют днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
Судовые огни – световые сигналы, зажигаемые на судах в темное время для указания места и направления движения судна. Судовые огни обозначают также положение судна (без хода, на мели), род работы (буксировка, прокладка кабеля, траление), назначение (лоцманское, военное), и тип судна (парусное, самоходное). Судовые огни различаются цветом (зеленый, красный, белый), расположением (у борта, на мачте и др.) и углом сектора освещения. | |
| | | Эсминец_Новик Салага
Количество сообщений : 8 Возраст : 48 Географическое положение : Беларусь, Минск Настроение : всё норм Награды : Предупреждения : Репутация : Дата регистрации : 2010-01-17
| Тема: Re: "С" Вс 17 Янв - 0:56:09 | |
| Сторожевые корабли моряки называли "собачками" из романов морской тематики В. Пикуля. | |
| | | Эсминец_Новик Салага
Количество сообщений : 8 Возраст : 48 Географическое положение : Беларусь, Минск Настроение : всё норм Награды : Предупреждения : Репутация : Дата регистрации : 2010-01-17
| Тема: Словарь морских терминов. Вс 17 Янв - 3:09:44 | |
| Словарь морских терминов Источник: Приложение к романам В. Пикуля морской тематики.
Анкерок — бочонок для хранения пресной воды. Ахтерпик — крайний кормовой отсек на кораблях. Ахтерштевень — кормовая оконечность корабля, представляющая собой продолжение киля. Бабочка — постановка парусов, дающая выгоду в ветре. Бак — носовая часть верхней палубы от форштевня до фок-мачты. Банка — отдельно лежащая мель; место, на котором водится рыба; скамейка, сиденье для гребцов в шлюпке. Баталер — матрос, ведающий на корабле денежным, пищевым или вещевым довольствием. Батопорт — ворота в доке, закрывающие доступ воды в док. Бахилы — рыбацкие сапоги с голенищами по пояс. Беседка — доска, служащая на кораблях сиденьем при подъеме людей на мачты или при спуске за борт. Бимсы — поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие основой для настила палуб. Блоки — приспособления, через которые проходят снасти бегучего такелажа. Боны — плавучие заграждения, которые ограждают корабли или гавани от вражеских подлодок, катеров, торпед и пр. Бочка — плавающий металлический сосуд, поставленный на «мертвый» якорь, для стоянки корабля без отдачи своих якорей. Брамсель — третий снизу парус на судне с прямым вооружением. Брандрахта — судно или несколько судов, поставленных на подходах к гавани или рейду для наблюдения за входящими или выходящими судами. Брашпиль — машина для подъема якорей, которая в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал. Броняжка — металлический круглый щиток, которым во время боевой тревоги или сильного шторма закрывают иллюминаторы изнутри корабля. Бухта — небольшой залив; трос, свернутый кругами. Бушприт или бугшприт — рангоут на носу судна. Валёк — утолщение весла, переходящее на конце в рукоять. Ванты — снасти стоячего такелажа, которыми с бортов крепятся на кораблях мачты и стеньги; по вантам матросы разбегаются по мачтам для подъема и уборки парусов. Ватервейс — желоб на кораблях, который, проходя вдоль борта, дает возможность как можно скорее схлынуть с палубы штормовой воде. Взводень — поморское название крупной волны или зыби. Ворвань — жировые продукты, чаще всего — жировые отходы, получаемые от морских животных. Вымбовка — рычаг, служащий для вращения шпиля вручную. Вымпел — узкий длинный флаг; на кораблях Советского Союза поднятый до «места» вымпел означает готовность корабля к походам и сражениям. Выстрел — длинное рангоутное бревно, которое отходит от борта корабля; с выстрела свешиваются штормтрапы, по которым со шлюпок подымаются на борт корабля. Гакоборт — верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна. Галс — курс судна по отношению к ветру. Гафель — рангоутное дерево, прикрепленное на мачте под углом; к гафелю крепится флаг или шкаторина (сторона) паруса. Гик — рангоутное дерево, прикрепленное к мачте, к которс ту крепится парус. Гирокомпас — электромеханический компас на кораблях, который в отличие от магнитного показывает «истинный меридиан» и не подвержен влиянию корабельного железа. Голландка — матросская рабочая рубаха из парусины. Голомя или голомянье — так поморы называют открытое море. Грот-мачта — вторая мачта, считая от носа. Гуано — птичий помет. Гюйс — флаг, поднимаемый на носу военных кораблей во время стоянки; красное полотнище с белой звездой в центре. Дифферент — наклонение корабля в сторону носа или кормы. Добро — флаг, означающий при подъеме его на мачту: да, согласен, разрешаю. Донка — судовое название большинства паровых насосов поршневого действия. Дрифтер — мелкое рыболовное судно. Ела — промысловая беспалубная ладья на нашем европейском севере. Журнал — корабельный дневник, в который вписываются в хронологическом порядке основные внутренние и внешние события жизни корабля. Забор семужий — ряд кольев или бревен, вбитых поперек течения реки, чаще всего возле порогов, для ловли семги. Зуек — поморское название юнги. Зюйдвестка — непромокаемый головной убор с широкими свободными полями на затылке и с боков. Иола или иол — разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Кабельтов — морская мера длины; один кабельтов составляет десятую часть морской мили, то есть 185,2 метра. Канадка — американская брезентовая или кожаная куртка, подбитая мехом. Канонерка — канонерская лодка; относительно небольшой корабль для действий в прибрежных районах. Капельницы — небольшие резервуары возле иллюминаторов, куда через трубки стекает штормовая или конденсационная вода. Капка — растительная «шерсть», добываемая из плодов тропических деревьев; материал для набивки матросских подушек, матрацев, спасательных поясов и жилетов. Капот — плотный чехол из парусины для закрывания открытой части катера или шлюпки. Карапасная палуба — палуба, имеющая наклон к бортам, для быстрейшего стока с нее штормовой воды. Картушка — главная часть магнитного компаса в виде диска с обозначением румбов. Киль-блоки — особые подставки, на которых укрепляется шлюпка на борту судна. Кильватер, кильватерная струя — струя, остающаяся за кормою идущего судна; отсюда и название кильватерного строя, когда один корабль следует за другим в кильватерной струе. Кингстон — любой клапан в корабельном днище, служащий для впуска внутрь судна забортной воды. Клер — открытый текст, дается в военное время в редких случаях, когда нет времени на его зашифровку. Клинкет — водонепроницаемые двери на кораблях, которые двигаются сверху вниз (вертикальный клинкет) или слева направо (горизонтальный клинкет) в особых рамах. Клипер — большое узкое быстроходное судно с острыми образованиями штевней. Клотик — верхняя оконечность мачты с фонарем для сигналов. Клюз — якорные отверстия в бортах корабля для пропуска якорных цепей. Кнехт — парные тумбы для крепления на них тросов или швартовых концов. Колокола громкого боя — мощные звонки, возвещающие тревогу. Комендор — артиллерийский матрос на военном корабле. Комингс — высокие стальные пороги возле дверей и люков. Конец — любая снасть на корабле. Крамбол — выражение: «по левому или правому крамболу» означает направление на видимый предмет в море относительно носовой части корабля. Кранец — кусок бревна, парусиновый мешок, набитый крошеной пробкой и оплетенный пеньковым тросом, вывешивается за борт для предохранения судна от ударов. Кренометр — прибор для измерения крена корабля. «Купец « — так моряки называют любое коммерческое судно. Курсовой угол — угол, заключенный между диаметральной плоскостью корабля и линией направления на предмет. Лаг — прибор для измерения скорости и пройденного пути судна. Лагом к волне — положение корабля лагом к волне означает, что волна бьет его в борт. Лагун — бачок с краном, устанавливаемый в жилых палубах для хранения питьевой воды. Леер — туго натянутый трос, у которого оба конца закреплены; бортовой леер предохраняет от падения за борт, штормовой леер дает возможность передвигаться по палубе во время шторма. Лонго-сплесень — сращивание двух тросов без большого утолщения в месте их соединения. Лопатить — сгонять воду с палубы специальной резиновой лопаткой. Лот — прибор для измерения глубины под килем корабля. Лоция — подробное описание морей и берегов, руководство для безопасного мореплавания. Марс — площадка на мачте; марсовый — матрос, работающий на марсе по корабельному расписанию. Марсель — второй снизу на мачте парус. Мартин-гик — деревянная или железная распорка под бушпритом, служащая для проводки такелажа. Мат — ковер, сплетенный из пеньковых прядей. Минимакс — корабельный огнетушитель. «Морской охотник» — правильнее: «охотник» за подводными лодками; класс небольших быстроходных кораблей, вооруженных артиллерией и глубинными бомбами; за время второй мировой войны задачи этих кораблей расширились, и «охотники» несли дозорную и конвойную службу. Мушкель — массивный деревянный молоток. Нактоуз — деревянный шкафик или металлическая полая тумба, в верхней части которых устанавливается компас. Нок — оконечность реи, гафеля, гика. Отпорный крюк — древко с железными наконечниками, один из которых служит для подтягивания, другой — для отталкивания. Отсек — помещение на корабле, расположенное между двумя водонепроницаемыми переборками. Панер — команда, подаваемая на мостик и означающая момент отрыва якоря от грунта. Пахта — крутая скала, обрывающаяся в море. Пеленг — направление на предмет относительно географического меридиана; пеленгатор — прибор для взятия пеленгов. Переборка — любая перегородка, разделяющая корабельные помещения. Перлинь — трос около 10–15 сантиметров в окружности. Пиллерс — вертикальная стойка между двумя настилами. Пирс — пристань на сваях, устроенная перпендикулярно к линии берега. Плавник — бревна, деревья или доски, носимые морем по течению; представляют некоторую опасность для мореплавания. Планширь — деревянный брус, уложенный поверх фальшборта или на поручнях. Пластырь — приспособление из парусины и тросов, служит для временной заделки пробоин в борту судна. Погреб — помещение на корабле, оборудованное для хранения припасов, от названия которых получает дополнительное наименование, например: погреб артиллерийский, минный, провизионный и пр. Подволок — потолок на корабле. Полубак — надстройка в носовой части корабля. Привальный брус — деревянный или металлический брус, идущий вдоль наружного борта судна, служащий для смягчения ударов бортом при швартовке. Раковина — боковой свес в кормовой части судна. Рангоут — собирательное обозначение всех мачт, стеньг, рей, гафелей, стрел. Ратьера фонарь — фонарь, позволяющий давать сигналы и вест переговоры по азбуке Морзе узким лучом, который виден только там, куда он направлен. Ревун — электрический звуковой сигнал на кораблях. Рейдер — крупный и мощный корабль, который совершает боевое плавание без конвоя, исключительно на свой страх и риск. Репетование — повторение принятого сигнала во избежание возможной ошибки. Рея — поперечное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте. Рифы — подводные камни; «взять рифы» — уменьшить площадь парусности. Ростры — площадка над верхней палубой. Румб — 1/32 часть морского горизонта; главные румбы: норд (север), ост (восток), зюйд (юг) и вест (запад). Рундук — корабельный сундук. Рцы — сине-белый флаг, означающий принадлежность корабля к дежурной службе; тот же знак в виде нарукавной повязки означает, что матрос или офицер находится при исполнении обязанностей вахтенного. Рым — кольцо. Рында — медный колокол на кораблях. Салинг — площадка, расположенная на мачте выше марса. Свайка — боцманский инструмент для такелажных работ. Секстант — морской астрономический инструмент, помогающий штурману определить место корабля в море. Склянки — выражение «склянки» на флоте означает получасовой промежуток времени; «бить склянки» — отбивать на рынде периодичность вахты, которая составляет временной цикл « в восемь склянок. Скула — изгиб на корпусе судна, где борт, закругляясь, переходит в носовую или кормовую заостренную часть. Спардек — возвышенная надстройка в середине корабля, простирающаяся от борта до борта. Створ — положение, при котором два предмета (две вехи, два маяка и др.) находятся на одной прямой линии, идущей от глаза наблюдателя. Стрингер — продольные, идущие вдоль борта прочные связи корабельной обшивки, связывающие шпангоуты судна. Суперкарго — специальный помощник капитана по грузовой части. Табань! — команда, подаваемая гребцам, чтобы они гребли в обратную сторону. Такелаж — совокупность всех снастей на судне. Телеграф — механизм, при помощи которого с мостика в машинное отделение передают приказание о перемене хода. Тобоки — мягкие меховые сапоги без подошв. Толчея — неправильное высокое и обрывистое волнение, образующееся, как правило, в месте стыка двух течений Топсель — верхний косой треугольный парус. Торедо — червь, поедающий деревянную обшивку судна. Траверз — направление на предмет в море, которое находится под углом в 90 градусов по отношению курса корабля. Травить — 1) ослаблять; 2) тошнить; 3) врать (второе и третье — жаргон). Тральщик — военное судно, основное назначение которого вылавливание мин. Трамп — суда, которые занимаются перевозкой грузов по любым направлениям. Тузик — маленькая двухвесельная шлюпка. Турель — поворотная пулеметная башня, устраиваемая на маленьких кораблях для пулеметчиков. Узел — скорость, равная одной морской миле (1852 м) в час. Фал — снасть для подъема парусов, флагов и пр. Фальшборт — легкий борт выше палубы. Фалыпфейер — бенгальский огонь, зажигаемый для привлечения к себе внимания, вызова лоцмана и т.д. Фарватер — проход среди мелей и подводных опасностей. Фирн — крупнозернистый плотный снег, постепенно превращающийся в твердый лед; образуется в низинах. Флагарт — флагманский артиллерист. Фланелевка — матросская рубаха из синей теплой фланели. Фок-мачта — первая от носа корабля мачта. Форбрамлисень — название паруса. Фордевинд — поворот под парусами, когда корабль или шлюпка переходит линию ветра кормой; попутный ветер. Форпик — крайний носовой отсек на кораблях. Форштевень — деталь, являющаяся продолжением киля в носовой части. Чердак — название помещений на траловых кораблях, где хранится выловленная рыба. Чечевица — название линз на кораблях. Шахта — водонепроницаемый глубокий колодец со скобтрапом внутри, по которому спускаются с палубы в корабельные отсеки. Швартов — трос, которым корабль крепится к причалу. Шканцы — часть палубы на корабле, ближе к корме; является почетным местом на судне. Шкафут — часть палубы между фок- и грот-мачтами. Шкентель с мусингами — трос с навязанными на нем узлами, по которому матросы поднимаются со шлюпок на корабль. Шкипер — выходящий из употребления термин, означающий капитана торгового или парусного судна. Шкот — снасть, укрепленная за нижний угол паруса; с помощью этой снасти происходит управление парусом. Шняка — небольшое рыболовное судно на севере. Шпангоут — особо выгнутое ребро в наборе судна, по которому кроется корабельная обшивка борта. Шпигат — отверстие для стока воды в борту корабля. Штаг — снасть стоячего такелажа, удерживающая какое-либо рангоутное дерево (например, мачту) не с бортов, а с носа или с кормы судна. Штормтрап — веревочный легкий трап. Штуртрос — трос, цепь или пруток из стали, служащий для передачи усилий от штурвала к румпелю для поворота руля. Шуга — мелкие рыхлые льдины. Элеватор — механизм на корабле для подъема снарядов к орудиям из артпогребов, расположенный в трюмах. Эхолот — электромеханический лот для измерения глубины моря посредством звука. Ют — кормовая часть корабельной палубы. Ялик — небольшая шлюпка на одну или две пары весел. Ярус — рыболовная снасть. | |
| | | | "С" | |
|
Похожие темы | |
|
Похожие темы | |
| |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|