Набор корпуса судна – совокупность соединенных друг с другом балок, подкрепляющих внешние и внутренние листовые конструкции корпуса судна и образующих его каркас. Набор служит опорным контуром для листов наружной обшивки, палуб, переборок и, обеспечивая их жесткость и устойчивость, образует вместе с ними судовые перекрытия. Совместно с другими связями набор обеспечивает прочность корпуса судна. Набор различают по месту его расположения (днищевой, палубный, бортовой набор, набор переборок, оконечностей), а также по его положению – вдоль или поперек судна (продольный, поперечный набор).
Навигационное оборудование – сооружения и устройства, обеспечивающие безопасность судовождения. К навигационному оборудованию относят средства: визуально наблюдаемые (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи плавучие), акустические (сирены, наутофоны) и радиотехнические.
Навигация (лат. navigatio, от navigo – плыву на судне) – 1) мореплавание, судоходство. В более узком значении навигация – раздел науки о судовождении, включающий теорию и практические методы вождения судов, а также способы учета движения судов и контроля за их местонахождением с помощью навигационного оборудования, навигационных приборов, астрономических средств и радионавигационных систем. 2) Период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Нагель (нем. Nagel) – болт с продолговатой фигурной головкой; деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов; ось у шкива блока.
Надстройки – закрытые помещения, располагающиеся на палубе от борта до борта. По месту расположения различают надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют). Надстройки с непроницаемыми закрытиями увеличивают плавучесть судна, предохраняют нижележащие помещения от проникновения воды и уменьшают заливание волнами открытых палуб. Внутренние помещения надстроек используют для размещения кают для экипажа и пассажиров, или как грузовые помещения.
Найтов (от голл. naaien – шить и touw – канат, трос) – трос или цепь, с помощью которых на судне крепятся различные предметы.
Нактоуз (от голл. nachthuis) – деревянный шкаф, на верхнем основании которого устанавливается судовой компас. Внутри нактоуза помещается девиационный прибор, служащий для уничтожения девиации, а также устройства для освещения компаса электрическим светом.
Наутофон (от греч. nautes – мореплаватель и phone – звук) – электроакустический прибор для подачи судам сигналов резкого высокого тона во время тумана или пасмурной погоды. Наутофоны устанавливаются на маяках и других береговых ориентирах, дальность слышимости звука – до 30 км (~ 15 морских миль).
Непотопляемость судна – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков. Непотопляемость обеспечивается делением корпуса судна водонепроницаемыми переборками и палубами, соединением отсеков, расположенных у противоположных бортов, устройством двойного дна, повышением местной прочности наружной обшивки и др.
Нок (голл. nok) – оконечность всякого горизонтального или наклонного рангоута.
Нос судна – передняя оконечность судна, как надводная, так и подводная. Носом судна принято считать часть судна от форштевня до носовой надстройки. Очертания носа определяют форму носовых обводов судна и такие важные эксплуатационные особенности, как всхожесть на волну, ледопроходимость и др.