Лаг (от голл. log) – прибор для определения скорости судна и пройденного им расстояния.
Ластовые суда – обобщенное название мелких портовых плавучих средств (барж, плашкоутов, катеров и т.п.) русского парусного флота. Выполняли вспомогательные задачи: местные перевозки грузов и обеспечение боевых кораблей. Комплектовались личным составом Ластовых экипажей, созданных в русском флоте в 1827 г. До 1851 г. находились в ведении Ластовых экипажей, а затем были переданы портовым управлениям и обслуживались личным составом портовых рот.
Леер (от голл. leier) – съемное (тросовое) или постоянное (из металлических труб, прутков) ограждение вдоль бортов, вокруг люков и т.п. на судах. Спасательным леером называется трос, подвешенный на бортах спасательных шлюпок. Леерами также называются тросы для постановки некоторых парусов.
Линейный корабль – в паровом флоте один из основных классов самых крупных артиллерийских надводных кораблей, предназначен для уничтожения в морском бою кораблей всех классов и нанесения мощных артиллерийских ударов по береговым объектам противника.
Линь (голл. lijn) – трос с длиной окружности сечения не более 25 мм, изготовляемый из высококачественной пеньки. Лини применяются на судах для оснастки, такелажных и других работ. В зависимости от способа выработки, числа прядей и назначения лини носят различные названия: шкимушгар, юзень, лаглинь, лотлинь и др.
Ловердек – нижняя палуба.
Локсодромия (локсодрома) (от греч. loxos – косой и dromos – бег, путь) – линия на сфере (или какой-либо другой поверхности вращения), пересекающая все меридианы под постоянным углом. На картах в проекции Меркатора локсодромы изображаются прямыми линиями. Используется в навигации.
Лонга-салинг – два деревянных продольных бруса, прикрепленные к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.
Лопарь – ходовой или внешний конец как у талей, так и всякой снасти.
Лот (от нем. Lot или голл. lood) – прибор для измерения глубины воды с судна. Глубина определяется длинной вытравленного линя, к которому привязан груз.
Лоция (от голл. loodsen – вести корабль) – 1) раздел науки о судовождении, изучающий условия плавания водными путями, их навигационные особенности и принципы использования карт и навигационных пособий. 2) Подробное описание водных путей, берегов, условий и правил плавания, установленного навигационного оборудования, гидрометеорологических условий, ремонтных и бункерных баз и т.п.
Лоцман – специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия плавания.
Льяло – водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т.п. Из льял вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно льяла закрывают крышками.
Люверс – круглая, обметанная ниткой или обделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте.
Люк (от голл. luik) – отверстие в палубе судна для сообщения с нижерасположенными помещениями (сходный люк, грузовой люк) или доступа света и свежего воздуха (светлый люк). Люки на верхней палубе обычно окаймлены комингсами и снабжены непроницаемыми люковыми закрытиями. Закрытия больших люков (грузовых, светлых) имеют электрический или гидравлический привод.