Морские Волки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Морские Волки

Форум, посвящённый морской тематике, но на нём можно так же найти информацию по играм
 
ФорумГалереяПоискПоследние изображенияРегистрацияВход

 

 Жан Франсуа де Лаперуз

Перейти вниз 
АвторСообщение
Seawolf
Генералиссимус
Генералиссимус
Seawolf


Мужчина Количество сообщений : 256
Географическое положение : Владивосток
Награды : Жан Франсуа де Лаперуз C22083875d32Жан Франсуа де Лаперуз 161f2d49c9d8
Предупреждения :
Жан Франсуа де Лаперуз Left_bar_bleue0 / 1000 / 100Жан Франсуа де Лаперуз Right_bar_bleue

Репутация :
Жан Франсуа де Лаперуз Left_bar_bleue100 / 100100 / 100Жан Франсуа де Лаперуз Right_bar_bleue

Дата регистрации : 2008-03-29

Жан Франсуа де Лаперуз Empty
СообщениеТема: Жан Франсуа де Лаперуз   Жан Франсуа де Лаперуз Icon_minitimeВт 8 Июл - 3:47:29

ЛАПЕРУЗ, ЖАН ФРАНСУА (La Pérouse, Comte de) (1741–1788), французский мореплаватель. Родился 23 августа 1741 в местечке Лего под Альби. Отец, Виктор Жозеф де Гало, принадлежал к древней альбигойской семье, получившей дворянство в 1558. В 1750–1756 учился в иезуитском коллеже Альби (ныне Коллеж Лаперуза), по окончании которого избрал военно-морскую карьеру. Чтобы подчеркнуть свое дворянское происхождение, присоединил к фамилии имя де Лаперуз (так называлась семейная ферма). В ноябре 1756 поступил в Школу морских гвардейцев в Бресте, готовившую офицеров для военно-морского флота. Во время Семилетней войны служил с марта 1757 на боевых и транспортных судах; участвовал в операциях против англичан в Канаде и в патрулировании побережья Бретани. Во время сражения французского и английского флотов в заливе Киберон 20 ноября 1759 был ранен и попал в плен, но отпущен под честное слово. В перерывах между плаваниями продолжал обучение в Школе морских гвардейцев. По ее окончании 1 октября 1764 получил младший офицерский чин сублейтенанта. Служил на военно-транспортных судах, занимавшихся доставкой стратегических материалов и снаряжения. В сентябре 1766 впервые назначен капитаном корабля – транспорта «Адур», в ноябре того же года стал командовать транспортом «Доротея» (до мая 1768).

Летом 1770 переведен на боевой фрегат «Бель-Пуль». В мае-октябре 1771 на его борту совершил плавание в Вест-Индию (на о. Гаити). В апреле 1772 – декабре 1776 служил в Ост-Индии под началом губернатора Иль-де-Франса (совр. о. Маврикий). В этот период командовал военным кораблем «Сена»; по поручению губернатора осуществил с целью укрепления французского влияния две экспедиции в Индию: в мае 1773 – марте 1774 на ее юго-восточное, а в августе 1774 – мае 1775 на ее западное побережье; в ходе последней отразил нападение флота султана Махараштры и помешал правителю Малабара захватить французскую крепость Маэ. В сентябре 1776 получил под начало корабль «Ифигения» и участвовал в экспедиции на Мадагаскар для разрешения конфликтов среди жителей колонии, основанной в 1774 М.-А.-А.Бениовским в заливе Антонжиль.

По возвращении во Францию в мае 1777 стал лейтенантом и кавалером ордена Св. Людовика. В феврале-мае 1778 командовал корветом «Серен»; конвоировал транспортные суда и патрулировал побережье у о.Уэссан у западной оконечности Бретани. В 1778, после вступления Франции в войну против Англии (Война за независимость США), назначен капитаном корвета «Амазонка»; вместе с отрядом французских кораблей совершил успешный рейд вокруг Англии. В мае-июле 1779 участвовал в операциях французского флота в Вест-Индии, а в августе-сентябре того же года в военных действиях у берегов Северной Америки; в сентябре захватил английский фрегат «Ариэль». В 1780 принимал участие в разработке операции по переброске корпуса Ж.-Б.Рошамбо через Атлантику и в ее осуществлении (май-июль 1780). С декабря 1780, командуя фрегатом «Астрея», патрулировал побережье Массачусетса и у устья р. Св. Лаврентия; 21 июля 1781 при поддержке фрегата «Гермиона» разгромил британский конвой у о. Кейп-Бретон; получил чин капитана 1-го ранга. В январе-феврале 1782 участвовал в успешном нападении французского флота на о-ва Сент-Кристофер, Невис и Монтсеррат. В мае 1782 возглавил военно-морскую экспедицию в Гудзонов залив; в августе захватил и разрушил форт Принца Уэльского (у устья р.Черчилл) и форт Йорк (у устья р.Нельсон), но эпидемия, вспыхнувшая среди экипажа, заставила его вернуться в Европу.

После окончания войны предложил правительству план трехлетней научной экспедиции в Тихий океан для открытия и описания новых земель и уточнения данных о уже открытых, намереваясь превзойти достижения Дж. Кука. Людовик XVI ответил согласием и назначил его руководителем экспедиции (начало 1785). В подготовке плавания приняли участие Л.-А. де Буганвиль, первый француз, совершивший кругосветное путешествие, естествоиспытатель Ж.Л.Бюффон, химик А.Лавуазье.

1 августа 1785 экспедиция в составе двух кораблей «Буссоль» и «Астролябия» (командир П.А.М.Флерио де Лангль) отплыла из Бреста; на борту находилась группа ученых (астрономы, геологи, минералоги, ботаники, картограф), а также художники. Зайдя на о. Мадейра и Канарские о-ва (середина августа), корабли пересекли экватор (29 сентября) и в начале ноября вышли к о. Св. Катарины у южного побережья Бразилии. Предприняв безуспешную попытку найти гипотетический «Большой остров» в южной Атлантике, экспедиция в середине январе 1786 подошла к берегам Патагонии, а в начале февраля обогнула м. Горн и оказалась в Тихом океане. Сделав остановку в Талкахуане (Чили), она 19 марта покинула берега Южной Америки и в апреле достигла о.Пасха. В мае-июне экспедиция посетила Гавайские о-ва, открытые Дж. Куком, после чего направилась на север на поиски северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический. 23 июня корабли подошли к юго-восточному побережью Аляски в районе горы Св. Ильи. Однако Лаперуз отказался от поисков северо-западного пути и взял курс на юго-восток. Обследовав западное побережье Канады, он доплыл до залива Монтерей (сентябрь), а затем пересек Тихий океан и 3 января 1787 бросил якорь в Макао (Южный Китай). В феврале-апреле 1787 экспедиция посетила Филиппинские о-ва и о. Формоза (совр. Тайвань) и в начале мая двинулась на север. 21 мая она достигла о. Чеджудо у южного побережья Кореи, 25 мая, миновав Корейский пролив (через Западный проход), вышла в Японское море, пересекла его и 6 июня увидела северный берег главного японского острова Хонсю. 11 июня корабли подошли к Татарскому побережью (совр. Приморье) у м. Остовной. Проплыв вдоль него к северу, Лаперуз в начале июля повернул на восток и вскоре достиг земли, которую аборигены называли Тапшока; дал ей имя Сегальен, позже превратившееся в Сахалин. Узнав от местных жителей, что Сахалин – остров, отделенный от материка и Японии проливами, повел корабли на север: выяснил, что Татарский залив – на самом деле пролив, однако не решился пройти в Охотское море через его самую узкую северную часть и повернул на юг. Подойдя 11 августа к юго-западной оконечности Сахалина (назвал ее мысом Крийон; совр. м. Крилон), 12 августа миновал пролив между ним и о. Хоккайдо (совр. пролив Лаперуза) и оказался в Охотском море. В конце августа обследовал Курильские о-ва в поисках прохода в Тихий океан, а затем взял курс на Камчатку. 7 сентября бросил якорь у Петропавловска и был радушно принят местными русскими властями; во время стоянки получил известие из Парижа о присвоении ему звания коммодора и приказ отправиться в Австралию, куда британское правительство послало флотилию с целью ее колонизации. Решил идти в Австралию через центральную часть Тихого океана, надеясь обнаружить доселе неизвестные острова. Не найдя ничего, 21 ноября пересек экватор и 6 декабря достиг о-вов Самоа; в результате столкновения с аборигенами на о. Тутуила потерял часть экипажа, а том числе де Лангля. В конце декабря 1787 – начале января 1788 посетил о-ва Тонга и о. Норфолк. 23 января подошел к побережью Австралии южнее залива Брокен, а 26 января бросил якорь в заливе Ботэни, где встретил английские корабли. Построив форт на северном берегу залива (ныне пригород Сиднея, носящий имя Лаперуза). Решив продолжить путешествие, отправил во Францию сообщение о своем дальнейшем маршруте (Тонга – о. Новая Каледония – о-ва Санта-Крус – о. Новая Гвинея – пролив Торреса – Маврикий), 10 марта 1788 отплыл в восточном направлении и исчез.

В сентябре 1791 французское правительство, обеспокоенное отсутствием новостей о Лаперузе, отправило на его поиски экспедицию под командованием А.Р.Ж.Брюни д'Антркасто, усилия которой, однако, оказались безрезультатными (1791–1793). Только в 1827 ирландский мореплаватель П.Диллон обнаружил следы кораблекрушения на о. Виникоро в архипелаге Санта-Крус; в 1828 его открытие было подтверждено французским путешественником Ж.Дюмон д'Юрвилем. В 1960-х новозеландец Р.Дискомб, в результате подводных исследований, нашел в прибрежных водах останки погибших кораблей. Большинство ученых так реконструируют финальный этап путешествия: покинув залив Ботэни, Лаперуз посетил Тонга и Новую Каледонию и поплыл к о-вам Санта-Крус; у о. Ваникоро во время шторма его корабли разбились о рифы; часть команды «Буссоли» спаслась; столкнувшись с враждебностью местных жителей, французы возвели укрепленный форт, а затем построили небольшое судно и отплыли в неизвестном направлении, но погибли в открытом океане.

Роль Ж.Ф.Лаперуза в исследовании Тихого океана огромна, она сравнима с ролью Дж. Кука. Хотя он открыл мало новых земель, он значительно обогатить географические и этнографические знания европейцев о малоизученных землях, прежде всего о Татарском побережье, Сахалине и Курильских о-вах, а также доказал несостоятельность представлений о существовании многих гипотетических островов, нанесенных на старые карты. В отличие от ряда своих предшественников, он выступал как исследователь, а не как завоеватель, умел устанавливать контакт с абригенами и никогда не выдвигал претензий на какие-либо территории, если они были населены.

Имя Лаперуза увековечено во многих географических названиях: его носят гора и ледник в юго-восточной части Аляски, пролив между Сахалином и Хоккайдо, залив на о. Мауи (Гавайи), горы в Тасмании и Новой Зеландии, бухта в Гудзоновом заливе. В Альби и Сиднее есть музеи Лаперуза, ему поставлены памятники на родине и на месте его гибели. В его честь было названо несколько кораблей французского флота.
Жан Франсуа де Лаперуз 725521931_tonnelЖан Франсуа де Лаперуз 1845_301
Вернуться к началу Перейти вниз
https://seawolf.forum2x2.ru
 
Жан Франсуа де Лаперуз
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морские Волки :: Море и всё что с ним связанно :: Великие мореплаватели и флотоводцы-
Перейти: