Морские Волки

Форум, посвящённый морской тематике, но на нём можно так же найти информацию по играм
 
ФорумГалереяЧаВоПоискПользователиРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 "Г"

Перейти вниз 
АвторСообщение
Seawolf
Генералиссимус
Генералиссимус
avatar

Мужчина Количество сообщений : 256
Географическое положение : Владивосток
Награды :
Предупреждения :
0 / 1000 / 100

Репутация :
100 / 100100 / 100

Дата регистрации : 2008-03-29

СообщениеТема: "Г"   Вс 22 Июн - 6:23:04

Гавань (от голл. haven) – естественно или искусственно защищенное от волн, ветра и течений прибрежная часть водного пространства; место стоянки судов. Гаванью называется также прилегающая к причалам часть портовой акватории, где производят грузовые операции или посадку-высадку пассажиров. Различают гавани для стоянки судов специального назначения (например, военная гавань), ремонта судов (ремонтная гавань) или их отстоя в межнавигационный период (зимовочная гавань).

Гак (от голл. haak) – стальной кованный крюк для подъема грузов, закрепления цепей, тросов и др.

Гакаборт (от голл. hakkebord) – верхняя закругленная часть кормы судна. На гакаборте устанавливают один из ходовых судовых огней.

Галс (от голл. hals) – 1) положение судна относительно ветра. Различают левый галс (ветер дует с левой стороны) и правый галс (ветер справа). 2) отрезок пути судна (от поворота до поворота), идущего зигзагообразным курсом при лавировании под парусами, промерах, тралении и др. 3) снасть, прикрепляющая к мачте передний нижний угол косого паруса.

Галфвинд (голл. halfwind, буквально – полветра) – курс парусного судна, при котором его продольная ось составляет с линией направления ветра угол в 90о (8 румбов). О судне, идущем в галфвинд, говорят, что оно идет в "полветра".

Гангутское сражение (1714) – сражение между русским и шведским флотами в Северной войне 1700-1721 гг. у полуострова Гангут (Ханко) 25-27 июля 1714 г. Первое крупное сражение Российского флота. Подготовка к решительному бою началась после того, как подошедший 29 июня в районе Тверемюнде с гребным флотом (99 скампавей с войсками и снаряжением) генерал-адмирал Ф.М. Апраксин узнал о том, что шведские силы вице-адмирала Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата и 11 гребных судов) заняли позицию у мыса Гангут, преградив путь к Аландским островам и Або (Турку). Соотношение сил не позволяло вести бой в открытом море. По решению прибывшего к Гангуту Петра I началось сооружение на перешейке переволоки для перевозки скампавей в обход шведов. Получив об этом сведения, Ватранг направил к месту спуска скампавей отряд контр-адмирала Эреншельда (1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота), а другой отряд из 8 линейных и бомбардирского кораблей во главе с вице-адмиралом Лилье – для удара у Тверемюнде. Воспользовавшись разъединением шведской эскадры, Петр I решил нанести удар. 26 июля при полном штиле русский авангард (20 скампавей) и дозор (15 скампавей) капитана-командора М.Х. Змаевича совершили стремительный маневр, обойдя шведов с моря вне дальности корабельной артиллерии. В шхерах они в коротком бою отбросили отряд шаутбенахта Таубе и блокировали силы Эреншельда в Рилаксфиорде. К утру 27 июля Ватранг отвел свои корабли от берега, пытаясь не допустить дальнейшего прорыва русских. Но таким образом оказался свободным прибрежный фарватер, по которому прошли главные силы Ф.М. Апраксина. На предложение о сдаче шведы ответили отказом, и днем авангард русских (23 скампавеи) под началом Петра I атаковал противника. Шведские корабли стояли строем полумесяца, опираясь флангами на острова. Они смогли отбить две атаки, но направленная на фланги третья атака русских увенчалась успехом. После жестокого боя все вражеские корабли были захвачены. В результате Гангутской победы русский флот установил полное господство в Финском заливе, были созданы условия для успеха сухопутной кампании в Финляндии.
Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 9 сентября 1714 г. состоялась торжественная встреча победителей. Петру I было присвоено звание вице-адмирала. Все участники сражения награждены специально учрежденной медалью. В память Гангутской победы позже сооружен в Петербурге храм Святого Пантелеймона. Эпизоды сражения запечатлены русскими живописцами.

Гардемарин (франц. garde-marine) – звание, введенное на флоте по указу Петра I в 1716 г., присваивалось выпускникам Академии Морской гвардии, зачисленным в гардемаринскую роту. После практических плаваний в звании младшего, а затем старшего гардемарина они производились в офицеры. С 1716 по 1752 и с 1860 по 1882 гг. это звание в русском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений. Положение о гардемаринах неоднократно изменялось. С 1906 г. окончившим Морской корпус или Морское инженерное училище и направленным для прохождения флотской практики присваивалось звание корабельный гардемарин. После 12-месячной практики они сдавали практические экзамены и производились в мичманы (судостроители и механики – в подпоручики). Корабельные гардемарины, не сдавшие практические экзамены и показавшие низкие морские качества и неподготовленность к военно-морской службе, увольнялись с присвоением чина поручика по адмиралтейству или же получали гражданский чин 10-го класса. После Октябрьской революции звание гардемарина было отменено.

Гафель (от голл. gaffel, буквально – вилы) – наклонный рей, закрепляемый одним концом на верхней части мачты. Гафель служит для подъема флагов и сигналов; на парусных судах к гафелю крепится верхняя кромка косого паруса.

Гашпиль – см. Баркас.

Генерал-адмирал – главный начальник флота в России.

Гичка (от англ. gig) – быстроходная узкая легкая гребная шлюпка, отличающаяся от вельбота транцевой (обрезной, незаостренной) кормой. Гичка имела 6-8 весел и служила в военном флоте для разъездов.

Главные размерения судна – линейный размеры судна, характеризующие его габариты. Теоретические главные размерения судна: длина между носовым и кормовым перпендикулярами, измеряемая на уровне грузовой ватерлинии; ширина, измеряемая по корпусу в середине длины на том же уровне между наружными кромками шпангоутов; высота борта, равная расстоянию по вертикали между внутренними поверхностями палубного настила и горизонтального киля; осадка (теоретическая, расчетная), измеряемая от грузовой ватерлинии до верха горизонтального киля.

Гребной (галерный) флот – флот, состоящий из кораблей, передвигавшихся при помощи весел (вспомогательное средство – парус). Возник в античной древности. В России как составная часть регулярного флота начал создаваться в конце XVII в. при Петре I и впервые использован при взятии Азова в 1696 г. Дальнейшее развитие получил в Северной войне 1700-1721 гг., к концу которой только на Балтийском море было 396 гребных судов. Первую крупную победу на море одержал в 1714 г. над шведским флотом при Гангуте. Большую роль сыграл во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. при взятии Очакова, Хаджибея под командованием Ф.Ф. Ушакова, в бою против сулинских батарей. Во время очередной русско-турецкой войны 1828-1829 гг. оказал значительное влияние на ход боевых действий. В Мачинском рукаве реки Дунай 28 мая 1828 г. русский галерный отряд из 16 канонерских лодок одержал победу над турецкой флотилией, состоявшей из 23 судов (12 судов было захвачено и 2 уничтожено). Последний раз гребной флот России принимал участие в боевых действиях во время Крымской войны 1853-1856 гг. Большой вклад в развитие тактики гребного флота внесли К.И. Крюйс, Ф.М. Апраксин, И.Ф. Боцис, М.Х. Змаевич.

Грот-мачта (от голл. grote mast) – см. Мачта судовая.

Гюйс (от голл. geus) – флаг, поднимаемый на носу военных кораблей 1-го и 2-го ранга только во время стоянки на якоре. Гюйс поднимается ежедневно одновременно с подъемом кормового флага и спускается с заходом солнца. Являлся также флагом фортов и крепостей.

Гюйсшток – деревянный или металлический шест, на котором поднимается гюйс.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://seawolf.forum2x2.ru
 
"Г"
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Шипящие и буква "С"
» "Friends"-сериал Друзья
» "Юнона" и "Авось"
» ДНТ "Уют" и "Иртыш"
» Косметика "Collistar"

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морские Волки :: Море и всё что с ним связанно :: Морские термины-
Перейти: