Швартов (от голл. zwaartouw) – трос или цепь, с помощью которого судно привязывают к берегу, стенке, пристани или другому судну.
Ширстрек (англ. sheerstrake, от sheer – кривизна, изгиб и strake – полоса, пояс) – верхний пояс бортовой обшивки судна. Соединение ширстрека с палубным стрингером стального судна – клепаное на угольнике, сварное в угол или встык с закруглением.
Шканцы (голл. schans) – часть верхней палубы военного корабля между грот-мачтой и бизань-мачтой у входных трапов.
Шкафут (от голл. schavot) – часть верхней палубы судна; на парусных судах – от носовой до кормовой надстройки включительно.
Шкентель (от голл. schenkel) – название некоторых тросов судового бегучего такелажа, имеющих на одном из своих концов коуш или блок.
Шкот (от голл. schoot) – снасть судового такелажа для управления парусами. Шкоты крепятся к углам парусов.
Шлаг – оборот снасти вокруг рангоутного дерева, шпиля, кнехта и т. п.
Шлюп (от голл. sloep) – одномачтовое парусное судно с кливером. В XVIII-XIX веках шлюпом называли трехмачтовый корабль, занимавший промежуточное положение между корветом и бригом.
Шлюпка – общее название мелких беспалубных гребных или моторных судов. Судовые шлюпки служат для спасения судового экипажа и пассажиров (спасательные шлюпки), сообщения с берегом и другими судами, перевозки мелких грузов и обеспечения судовых работ. Иногда спасательные шлюпки оборудуют гребным винтом с ручным приводом. В зависимости от формы обводов и размеров судовых шлюпок различают баркасы, катера, вельботы, ялы, тузы и т.д.
Шлюпбалка – стальные прямые или изогнутые балки с талями, укрепленные у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъема.
Шпангоут (от голл. spanthout) – 1) ребро жесткости бортовой обшивки, располагающееся в поперечной плоскости судна между днищем и палубой. Шпангоуты вместе с бимсами и флорами образуют рамы, обеспечивающие поперечную жесткость корпуса судна. 2) Изображение поперечного сечения судна на конструктивном или теоретическом чертеже. Сечение на середине длины судна называется мидель-шпангоутом.
Шпация (нем. Spatium, от лат. spatium – пространство, промежуток) – расстояние между осями двух соседних шпангоутов на судне.
Шпигат (голл. spiegat, spuigat, от spuiten – брызгать, лить и gat – отверстие) – отверстие в палубе судна для удаления воды за борт. Шпигаты располагают в наинизшей точке палубы и снабжают отводной трубой, иногда с невозвратным или запорным клапаном. На парусных судах шпигаты служили для проводки снастей.
Шпиль (голл. spil, нем. Spille) – судовая лебедка с вертикальным валом для работы с тросами или цепями. В зависимости от назначения различают шпили швартовые и якорные; привод шпиля обычно паровой, электрический или гидравлический.
Штаг – снасти стоячего такелажа, расположенные в диаметральной плоскости и поддерживающие мачты, стеньги, бушприт и другие рангоутные дерева спереди. У различных мачт и стеньг штаги носят соответствующие названия. Например, у фок-мачты: фока-штаги, фор-стень-штаги, фор-бом-брам-штаги и т. д. Штаг, который держит бушприт снизу, называется ватер-штагом.
Шток – всякий шест, имеющий специальное назначение.
Штормтрап – веревочная лестница с деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту и служащая для входа на судно.
Штурвал (голл. stuurwiel, от stuur – руль и wiel – колесо) – орган управления судном (перекладкой руля).
Штуртрос (от голл. stuur – руль и трос) – стальной трос между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков; служит для передачи усилий от штурвала к румпелем и через него к рулю.
Шхеры (швед. един. число skar) – небольшие, преимущественно скалистые острова близ невысоких сложнорасчлененных берегов морей и озер. Распространены главным образом в областях плейстоценового оледенения (Швеция, Финляндия).
Шхуна (от англ. schooner) – парусное судно имеющее не менее двух мачт (до 7) и несущее на всех мачтах косые паруса.