Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Состоит из настила и набора (бимсов, карлингсов и др.) Верхняя непрерывная палуба является основной продольной связью корпуса, обеспечивающей его общую прочность и поперечную жесткость. Нижние палубы служат для разделения грузовых помещений по высоте, размещения пассажиров, технологического оборудования и пр. Палубы, ограничивающие сверху надстройки, называются палубами надстроек, вышележащие имеют названия по их назначению (шлюпочная палуба и т.д.)
Параван (англ. paravane, от греч. para – рядом, возле и англ. vane – крыло, лопасть), охранитель – устройство для защиты корабля от якорных контактных мин. Одна из конструкций паравана представляет собой обтекаемый поплавок с отводящим крылом, снабженным прибором глубины, рулевым устройством и резаком. Параван закрепляют на конце стального троса, присоединенного к подводной части корабля у форштевня. При движении под действием давления воды крылья отводят параван от бортов на расстояние до 30 метров и натягивают тросы с большой силой. При встрече с минрепом (якорным тросом) трос паравана отрывает якорь от грунта, минреп скользит по тросу до резака паравана, мина отсекается, всплывает и уничтожается.
Парус судна – полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра в энергию движения судна. По форме различают паруса прямые (в виде равнобокой трапеции) и косые (3-х и 4-х угольные).
Парусное вооружение судна – совокупность парусов, рангоута и такелажа парусного судна. Тип вооружения определяется видом парусов судна (прямое, косое), районом распространения (латинское, бермудское и др.), или типом судна.
Парусное судно, парусник – судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. Парусные суда различают по числу мачт и по типу парусного вооружения.
Переборка судовая – вертикальная или наклонная поперечная или продольная перегородка, ограничивающая помещения на судне.
Перископ (от греч. periskopo – смотрю вокруг, осматриваю) – оптический прибор для наблюдения из подводных лодок.
Перо руля – действующая часть руля в виде литой рамы, пространство между ребрами которой с обеих сторон прикрывается стальными листами на шурупах или потайных заклепках.
Пиллерс (от англ. pillars, мн. число от pillar – колонна, столб) – вертикальные стальные стойки, служащие опорами для палуб. Пиллерсы имеют сплошное или полое, круглое или фасонное сечение, бывают постоянные и откидные.
Пирс (англ piers, мн. число от pier – столб) – двухсторонний причал, расположенный внутри акватории порта перпендикулярно или под углом к берегу. Пирсы служат для швартовки и стоянки судов. Благодаря устройству пирсов увеличивается длина причальной линии порта, появляется возможность располагать причальный фронт под защитой оградительных сооружений наименьшего протяжения, что особенно важно в случае ограниченности береговой линии порта.
Плавучая база – судно для обслуживания военных катеров, подводных лодок и др. судов. Плавучие базы имеют оборудование для ремонта и снабжения судов, служат для отдыха экипажей.
Плавучесть судна – способность судна с грузом на борту плавать в заданном положении относительно водной поверхности; одно из важнейших мореходных качеств судна. Плавучесть характеризуется водоизмещением и запасом плавучести, который определяется размером надводного борта и соответствует непроницаемому для воды надводному объему судна, т.е. объему, расположенному выше грузовой ватерлинии и включающему помещения, ограниченные верхней палубой, а также водонепроницаемые надстройки и рубки.
Планширь – деревянный брус с закругленной верхней частью или стальной из фигурной стали, ограничивающий фальшборт судна в верхней его части; на гребных судах – брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вокруг всей шлюпки, с гнездами для уключин.
Пластырь (от греч. emplastron – мазь, пластырь, emplasso – замазываю, обмазываю) судовой – приспособление для временной заделки пробоин в борту судна; часть аварийного имущества судна. Различают пластыри гибкие (парусина, усиленная металлической сеткой), полужесткие и жесткие (деревянные щиты).
Погонное орудие – орудие, установленное для стрельбы прямо по носу.
Подводная лодка – военный корабль, предназначенный для подводного плавания и нанесения боевых ударов из-под воды и с ее поверхности по военным кораблям, транспортным конвоям, береговым целям и т.д. Подводные лодки классифицируют по размерам, назначению и типу энергетической установки. Основное оружие подводных лодок – торпеды и мины.
Понтон (франц. ponton, от лат. ponto – плоскодонное судно, мост на лодках) – деревянное, железо-бетонное или металлическое плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств (плавучие доки, краны, мосты и т.п.). Понтоны также применяются для подъема затонувших судов и для проводки глубокосидящих судов по мелководным фарватерам.
Порт (франц. port, от лат. portus – гавань, пристань) – 1) участок берега с прилегающим водным районом и комплексом сооружений и устройств для погрузки-разгрузки судов, их снабжения топливом, водой, боезапасом и пр., ремонта и оказания др. услуг. Различают порты гражданские (торговые и промысловые) и военные. Водная часть порта называется акваторией, береговая – территорией порта. 2) отверстие в борту судна для посадки-высадки пассажиров, приема-выдачи грузов (грузовые порты), на старых военных кораблях – для стрельбы из расположенных у бортов пушек (пушечные порты). Обычно порты снабжают непроницаемыми крышками.
Посадка судна – равновесное положение корабля на воде при определенных, соответствующих этому положению, осадке, крене и дифференте.
Причал – совокупность сооружений и устройств для стоянки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, грузовых операций и т.п. Причальные сооружения (набережные, пирсы) оборудуют тумбами для закрепления судовых швартовов и отбойными приспособлениями (брусьями привальными, кранцами и др.), предохраняющими причалы и борта судна от повреждений при навале. На причалах располагают грузоподъемные механизмы, склады и пр.