Дебаркадер (франц. debarcadere, от debarquer – выгружать, высаживать на берег) – плавучая пристань для подхода и стоянки грузовых и пассажирских судов.
Девиация (от позднелат. deviatio – отклонение) – 1) отклонение судна от заданного курса. 2) Отклонение магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана под влиянием больших масс железа и электромагнитных полей на судне.
Дейдвуд (англ. deadwood) – подводная часть кормового заострения судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем.
Дейдвудная труба – стальная или чугунная труба, через которую гребной вал выходит из корпуса судна наружу. Для того, чтобы вода через нее не попадала внутрь, в трубе ставятся сальники.
Дельные вещи (от голл. deel – часть) – название некоторых деталей оборудования корпуса судна, частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб: скобы, обухи, рымы, талрепы, клюзы, кнехты, горловины, крышки сходных люков, трапы, двери, иллюминаторы и т.д.
Дифферент (от лат. differens (differentis – разница)) – наклон судна в продольной плоскости. Дифферент определяет посадку судна и измеряется разностью между осадками кормы и носа. Если разность равна нулю, говорят, что судно "сидит на ровном киле"; если разность положительна – судно "сидит с дифферентом на корму"; при отрицательной разности – "с дифферентом на нос". Дифферент устраняют перераспределением грузов по длине (в частности, водяного балласта) или перекладкой горизонтальных рулей (на подводных лодках).
Док (голл. dok, англ. dock) – сооружение для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Различают доки сухие, наливные и плавучие. Сухой док представляет собой водонепроницаемую камеру, закрываемую в головной части (со стороны акватории) шлюзом с затвором. Камера наливного дока имеет канал для ввода судов и площадки с опорами для их установки, расположенные выше обычного уровня воды. Плавучий док состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого размещены опоры для судов, и одной-двух продольных башен. При постановке в сухой док судно вводят в камеру, закрывают затвор, осушают камеру, и судно садится на опоры. В наливном доке судно также садится на опоры при откачке из дока воды; плавучий док при установке судна притопляется. Доки оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов на опоры, насосами для перекачки воды, передвижными кранами, устройствами для подачи электрической энергии, пара, воды, сжатого воздуха и т.п. для ремонтных или строительных работ.
Дредноут (от англ. dreadnought – неустрашимый, бесстрашный) – название построенного в Англии в 1906 году линейного корабля, ознаменовавшего качественный скачок в эволюции мирового кораблестроения. Вместо смешанной главной артиллерии (обычно четыре 306-мм и двенадцать 152-мм орудий) "Дредноут" имел десять 305-мм орудий, скорость – 21.5 узла. Эти характеристики стали эталонными при разработке проектов новых кораблей, для которых название этого английского корабля стало нарицательным.
Дрейф (от голл. drijven – плавать, гнать) – смещение судна с линии заданного курса под воздействием ветра и волн. При дрейфе траектория центра тяжести судна не совпадает с его продольной осью; угол между осью и касательной к траектории называют углом дрейфа.
Дюйм (от голл. duim, буквально – большой палец) – британская единица длины, равная 1/12 фута или 25.4 мм.